Игрок сборной России по хоккею и защитник клуба НХЛ «Тампа-Бэй Лайтнинг» поделился с Мen Тoday и тем, что составляет его жизнь, помимо спорта. Кого вы можете назвать своими главными учителями в жизни и в спорте?
Главные учителя в жизни и в спорте — это мои родители. Они заложили в мою голову правильные ценности: нужно быть честным, отвечать за слова и поступки и абсолютно ко всем людям, независимо от возраста, пола и социального статуса, относиться с уважением.
Еще родители сформировали у меня позитивное отношение к спорту. Они объясняли: даже если что-то не получается, нужно стараться и не бросать на половине пути.
Что касается профессионального спорта, мне повезло тренироваться у хороших тренеров. Я благодарен каждому из них, потому что они делились со мной своим уникальным опытом. Мой первый тренер в Нижнекамске научил меня основам в хоккее, но главное, что он мне дал, — это игровое время. Иногда я играл 40 минут матча. Мой папа даже подходил к тренеру и просил, чтобы ставил меня меньше, потому что ему казалось, что я сильно устаю.
Тренеры в Подольске поставили мне правильное катание, а в Канаде, когда я перешел в юниорскую лигу, меня раскрыли как атакующего защитника.
Какие у вас самые яркие воспоминания из детства и подросткового возраста?
Самое яркое воспоминание связано с деревней. Каждое лето родители отвозили меня к бабушке и дедушке в деревню под Воронежем. Там у меня было очень много друзей. У нас была большая компания, наверное человек двадцать пять, и мы вместе росли и с нетерпением ждали летних каникул, чтобы поскорее увидеться, ходить на речку, загорать. Еще одни из самых ярких воспоминаний связаны с Нижнекамском. Я приходил домой после тренировки, брал коньки и выходил на лед, на коробку около дома, и катался с папой. Папа делал мне железные шайбы, чтобы у меня бросок был сильнее и чтобы я тренировал кисти.
Со стартом хоккейного сезона вы запустили социальный проект «Сектор Сергачева». Весь сезон вы будете выкупать билеты на матчи «Нефтехимика» и передавать их детям и подросткам, чтобы популяризировать хоккей среди молодежи. Почему для вас это важно?
Я бы хотел, чтобы как можно больше людей могли посмотреть хоккей вживую, прочувствовать атмосферу. Это особенно важно для детей и подростков, чтобы игра мотивировала их заниматься хоккеем и спортом в целом, формировала правильные ценности.
Я рад, что люди приходя на игры «Нефтехимика», хорошо проводят время, заряжаются энергией, а потом присылают мне фотографии и видео из сектора. Очень приятно видеть, что инициатива нашла такой положительный отклик у всех.
Вы уехали в Канаду в юном возрасте. Какой была психологическая установка? Была ли уверенность в себе с самого начала?
Наверное, уверенность все-таки была, потому что на тот момент я был лучшим защитником в России и понимал, что это шанс пробиться в НХЛ. Но сначала, конечно, было тяжеловато, потому что я не знал языка и не понимал, как все работает. Со временем начал осознавать, что могу чего-то добиться.
Все ходили в школу в Канаде, а я в это время учился заочно в колледже в России и у меня было больше времени. Я приходил на арену, катался с тренером и тем самым изучал английский, тренировался больше, чем остальные. В тот период я только тренировался и играл и во многом поэтому в первый год стал лучшим защитником.
По каким вещам скучали больше всего — еда, книги, фильмы, музыка, природа?
Скучал больше не по вещам, а по людям — родителям, друзьям. И, естественно, по природе.
Когда приезжаю в Россию, перезагружаюсь и сразу расслабляюсь. Красивая природа, чистый воздух, особое ощущение, что ты дома. А потом возвращаюсь в Штаты и все — голова только в работе и так семь — восемь месяцев тренируюсь.
Вы играете в «Тампа-Бэй Лайтнинг» вместе с крутыми парнями, ощущаете поддержку команды и если да, то в чем она проявляется?
Я ощущаю поддержку команды, потому что в каждом матче выхожу и понимаю, с какими крутыми хоккеистами играю, — Никита Кучеров, Витя Хедман. Самое классное, что команда не делится на старших и младших. Все общаются на равных и помогают друг другу, если кто-то что-то не понимает или делает одну ошибку дважды подряд. Даже тренеры не общаются с игроками свысока.
В раздевалке я сижу с Витей Хедманом, лучшим защитником в мире. Это тоже помогает. В перерывах либо на тренировках мы часто общаемся, и он подсказывает мне, обращает внимание на какие-то моменты.
Первая мысль после победы в Кубке Стэнли?
Это непередаваемые ощущения. Хотелось как можно скорее увидеться с семьей и разделить с ними радость, пообщаться с фанатами. Мне кажется, я только этого и ждал после первых пяти минут после победы в Кубке.
Еще мне запомнился первый парад в Тампе. Весь город вышел на улицу, люди праздновали и гуляли весь день.
Важна ли поддержка трибун и как она ощущается?
Конечно, поддержка трибун важна, потому что иногда бывают игры, когда ничего не происходит, а фанаты все равно тянут команду вперед. И тебя это заряжает, плюс само ощущение, когда ты понимаешь, что на игру пришли посмотреть двадцать тысяч человек. Расслабляться нельзя. Нужно играть на максимуме, потому что люди на трибунах отдали деньги, чтобы посмотреть игру, и я не могу их подвести. Или, например, кто-то пришел на свой первый матч, и я должен показать, на что способен, сделать матч запоминающимся. Это дополнительная мотивация.
В профессиональном спорте наряду с большими победами идут большие поражения. Как в такие моменты не терять мотивацию?
Как раз таки я считаю, что большие поражения — это еще и большая мотивация, чем большие победы, потому что ты анализируешь, чего тебе не хватило. Анализируешь свою игру. И после того, как проиграл, идешь и работаешь над этим.
В последнее время вы стали больше внимания уделять своему стилю. С чем это связано? Статус игрока НХЛ обязывает?
Думаю, что дело не в статусе игрока НХЛ, хотя если посмотреть на нашу команду, все ребята хорошо выглядят. Для меня стиль — это больше про образ жизни, способ самовыражения и своего рода эксперимент. Я только начал прорабатывать свой стиль и сейчас пытаюсь понять, что мне подходит, но точно знаю, что не буду гнаться за трендами, если не чувствую себя в этой одежде комфортно.
Какой стиль в одежде предпочитаете в повседневной жизни?
В повседневной жизни мне важен комфорт, практичность. Выбираю простую и свободную одежду — я бы назвал это соединением классики и спорта.
В Тампе очень жарко — это тоже влияет на выбор одежды. Рубашка, шорты либо свободные брюки, кеды или лоферы подходят под климат. А в день игры надеваю что-то более строгое, обычно классический костюм.
Можно проследить тенденцию, что за последние несколько лет восприятие спортсменов изменилось. Они стали более медийными — героями светской хроники, блогерами. Что думаете об этом?
Думаю, это здорово, что восприятие спортсменов изменилось, потому что на нас смотрит большое количество человек. У нас большие платформы, через которые мы можем транслировать правильные ценности, популяризировать здоровый образ жизни и показывать детям и подросткам хороший пример. Но важно помнить, что с большой аудиторией приходит большая ответственность.
Профессиональный спорт предполагает полную концентрацию на тренировках и поддержании себя в тонусе. Насколько важно развиваться в других направлениях и возможно ли это? Или если хочешь оставаться в топе, остальное подождет?
Думаю, что возможно развиваться в других направлениях. Но для некоторых людей, если ты фокусируешься на каком-то конкретном направлении, довольно сложно заниматься чем-то еще. Это нормально.
Я стараюсь балансировать между спортом и другими занятиями. В день матча отключаю телефон и не отвечаю на сообщения, настраиваюсь на игру, чтобы ничего не отвлекало от главного — хоккея. А в другие дни могу выделить время на досуг.
Что составляет вашу жизнь, помимо спорта? Чем-то увлекаетесь, например готовите или, может быть, играете на музыкальном инструменте?
Помимо хоккея, я играю в теннис, изучаю третий язык, читаю. Пытался играть на гитаре, но это больше занятие на лето, потому что в течение сезона нужно тренироваться и уделять профессиональному спорту максимум времени.
Простые рекомендации для читателей Men Today — как подготовиться к сложному матчу.
Лучший совет при подготовке к сложному матчу — это за день до матча хорошо поужинать и хорошо поспать. Сон — это вообще 80% успеха в день игры. Важен сбалансированный завтрак, небольшая разминка и несколько упражнений, чтобы мышцы были в тонусе.
Днем я сплю, а потом иду на игру. Главное — не сидеть в телефоне, чтобы не смещать фокус. Но и думать об игре весь день тоже не стоит, потому что можно перегореть. Я ухожу с головой в игру примерно за часа три до начала матча.
Роль режима: удавалось ли отдохнуть и выспаться между этапами турнира?
Отдохнуть, конечно, удается. Остается довольно много времени, чтобы поспать между играми, но все равно когда приезжаешь после игры домой, не можешь уснуть, потому что все мысли еще в игре. Очень много адреналина в крови. Но, повторюсь, важно отложить телефон, не смотреть телевизор и просто помедитировать. Это, наверное, мой лайфхак.
Как выглядит завтрак хоккеиста?
Мой завтрак — три или четыре яйца в любом виде, кусок хлеба, например ржаного, и обязательно авокадо с оливковым маслом и сыром фета. Сверху иногда добавляю немного бекона. Из напитков — только вода или кофе. Никакого сока.
Что включают в себя тренировки профессионального хоккеиста?
Тренировка профессионального хоккеиста включает хорошую разминку, потом зал. Если мы говорим о дне перед игрой, то это программа в зале со взрывной силой — резкие приседания с небольшим весом, выпрыгивания. Нужно обязательно проработать все тело, но в то же время не очень сильно, чтобы не забивать мышцы. Потом ты выходишь на лед и работаешь над элементами, которые используешь в игре: бросок, пас, подкатывание к шайбе, движение на синей линии. Для меня, как для защитника, это важно.
Как проводите свободное время?